logo

Федеральное бюджетное учреждение

"Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей"

 

 

 

 

Перечень картографических материалов в границах деятельности

ФБУ «Администрация «Волго-Дон»

 

Номер по схеме

Название издания

Основной масштаб

Год издания

Цена издания, руб

Примечания

1

Атлас единой глубоководной системы Европейской части РФ. Том 8,часть I. От Волгограда до Волгодонска

10 000

25 000

50 000

2010

9200,00

 

2

Карта реки Дон. От устья реки Сосна до города Лиски

10 000

1981

5310,00

Для навигационных целей непригодна

3

Карта реки Дон. От города Лиски до станицы Базковская

10 000

1979

5310,00

Для навигационных целей непригодна

4

Карта реки Дон. От станицы Базковская до города Калач-на-Дону

10 000

1995

5310,00

Для навигационных целей непригодна

5

Карта Краснодарского водохранилища. От  города Усть-Лабинск до Краснодарского гидроузла

10 000

25 000

50 000

1993

 6900,00

Карта от города Усть-Лабинск до 261 км для навигационных целей непригодна 

6

Карта реки Кубань (от Краснодарского гидроузла до устья) и реки Протока (от истока до устья)

10 000

1985

11390,00

Карта реки Протока на участке грузовой причал Цуркан-устье для навигационных целей непригодна 

7

Схема внутренних водных путей ФБУ «Администрация «Волго-Дон»

-

 

2 242,00

 

8

Маршрутное описание водных путей Донского бассейна

 

1985

3304,00

 

                   

                                                                              Контакты

Телефоны

Электронный адрес

(8442)  63-32-13 

63-31-72

  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Характеристика водных путей в границах деятельности ФБУ «Администрация «Волго-Дон»

       Водные пути в границах деятельности ФБУ «Администрация «Волго-Дон» имеют протяженность 2187,5 км. К ним относятся Волго-Донской судоходный канал, Цимлянское водохранилище, участок реки Дон - от устья реки Сосна до города Калач-на-Дону, река Кубань - от города Усть-Лабинск до устья, река Протока - от Тиховского гидроузла до устья. Участок Волго-Донского водного пути от города Волгоград до города Волгодонск входит в состав Единой глубоководной системы европейской части России.

По условиям плавания судоходные пути Донского бассейна относятся:

— к разряду «О» — Цимлянское водохранилище от Пятиизбянских рейдов  до плотины Цимлянской ГЭС;

—к разряду «Р» — Волго-Донской судоходный канал от Красноармейска  до Пятиизбянских рейдов, акватория Волгодонского порта;

— к разряду «Л» — река Дон от устьевой части подходного канала к шлюзу №13 и выше по течению до устья реки Сосна; от шлюза №14 до устья подходного канала к шлюзу №15.

По условиям плавания судоходные пути Кубанского бассейна относятся:

— к разряду «Р» — часть Краснодарского водохранилища от станицы Васюринская до Краснодарского гидроузла,

— к разряду «Л» — остальные судоходные пути.

Навигационное описание Волго-Донского судоходного канала

       Волго-Донской судоходный канал введен в эксплуатацию в 1952 году и является крупным гидротехническим сооружением. Протяженность Волго-Донского судоходного канала 101 км, из них 45 км приходятся на Варваровское, Береславское и Карповское водохранилища. Канал имеет 13 судоходных однокамерных шлюзов.

По рельефу местности канал делится на три участка: Волжский склон, водораз­дельный бьеф и Донской склон. Волжский склон протяженностью 21 км имеет девять шлюзов. Водораздельный бьеф длиной 26 км расположен между шлюзами № 9 и №10 и  возвышается над уровнем Волги на 88 м, а над уровнем Дона — на 43 м. На протяжении 9 км от шлюза № 9 в сторону шлюза № 10 канал проходит в искусственной выемке, глубина которой достигает 16 м. Далее на протяжении 17 км трасса канала проходит по Варваровскому водохранилищу. Донской склон протяженностью 54 км имеет четыре шлюза—№ 10, 11, 12 и 13. На этом склоне расположены два водохранилища: Береславское (нижний бьеф шлюза № 10) и Карповское (нижний бьеф шлюза № 12). От шлюза № 13 до выхода в Цимлянское водохранилище на протяжении 6 км канал огражден дамбами.

    Из-за преобладающих северо-восточных ветров возникают волны, направленные поперек судового хода на Варваровском и Береславском водохранилищах, а на Карповском водохранилище — вдоль судового хода. При скорости ветра 25 м/с на Карповском водохранилище наблюдались волны высотой 2,5 м, на Варваровском — 1,8 м, на Береславском — 1,5 м. Сильные ветры особенно затрудняют управление судами при подходе к шлюзам.

При наполнении и опорожнении камер шлюзов в подходных каналах возникают течения, скорость которых может достигать 5 км/ч, что приводит к образованию поперечных волн.

Ледостав на Волго-Донском судоходном канале устанавливается во II декаде ноября, а очищение ото льда происходит к концу I декады апреля.

Навигационное описание Цимлянского водохранилища

      Протяженность судового хода на Цимлянском водохранилище от города Калач-на-Дону до города Волгодонск составляет 193 км.

Цимлянское водохранилище соединяется с нижним течением реки Дон двумя однокамерными шлюзами — № 14, №15. В верхнем бьефе шлюза № 14 расположен аванпорт, защищенный от волнений в водохранилище земляными дамбами.

Водный режим Цимлянского водохранилища характеризуется колебанием уровня в навигационный период. Низкие уровни воды наблюдаются не только в конце навигации, но и в весенний период.

При продолжительных ветрах одного направления на водохранилище наблюда­ются сгонно-нагонные колебания уровня; максимальная величина которых достигает 1,4 м. Сгоны и нагоны наиболее ярко выражены в верхней части водохранилища, где в навигационный период они наблюдаются в течение 28—29 дней в месяц. Это явление необходимо особо учитывать в осенний период навигации, когда уровни водохранилища становятся минимальными.

    На участке от города Калач-на-Дону до Рычковского моста в весенний период возникает течение, максимальная скорость которого достигает 3—3,6 км/ч. Ниже Рычковского моста основным типом течений является ветровое. Наиболее значительные течения возникают здесь при штормовых ветрах, направленных вдоль водохранилища. При совпадении по времени северо-восточного ветра, дующего со скоростью 20 м/с и более, с прохождением паводка средняя скорость течения в районе Рычковского моста может достигать 7,2 км/ч. На остальных участках при указанных условиях скорость течения составляет менее 1,8 км/ч.

                                                                 Навигационное описание реки Дон на участке от устья реки Сосна до города Калач-на Дону

     Река Дон от устья реки Сосна до города Калач-на-Дону имеет протяженность 1089 км. Дон является равнинной рекой с небольшими скоростями течения и немноговодными притоками, среди которых условно пригодны для судоходства реки Воронеж и Хопёр.

     Река Дон характеризуется высоким весенним половодьем, низкой летней и устойчивой зимней меженью. Река имеет в основном снеговое питание, которое составляет около 70% годового стока. Доля грунтового питания достигает 20% годового стока. Несмотря на то, что наибольшее количество осадков выпадает летом, существенного влияния на уровенный режим они не оказывают, так как быстро испаряются. Поэтому доля дождевого питания составляет всего около 10% годового стока.

    Весеннее половодье на реке Дон вызывается таянием снега. Подъем уровня обычно начинается за 5-10 дней до вскрытия реки. Половодье наступает в конце марта – начале апреля и продолжается 20-25 дней.

    В остальное время на реке сохраняется устойчивая межень, прерываемая в отдельные годы кратковременными подъемами воды, возникающими в период летних или осенних дождей. Самые низкие уровни обычно бывают в конце летней межени, в начале сентября, а в годы с низким половодьем они могут наступать в апреле – июне.

   Скорость течения реки в период весеннего половодья достигает 3,0 м/с. В межень на плесовых участках скорость течения составляет 0,2-0,5 м/с, на перекатах 0,8-1,5 м/с.

Ледовые образования на реке в виде заберегов, сала, шуги появляются в конце октября – начале ноября. Плесовые участки покрываются льдом в среднем на 3-6 дней раньше, чем перекаты. Большое влияние на образование льда оказывает температура грунтовых вод. На участках, где в русло реки Дон поступают грунтовые воды, ледовые образования появляются на 10 дней позднее.

   Осенний ледоход, как правило, начинается во второй декаде ноября. В связи с тем, что притоки Дона имеют разные сроки образования льда и разный период ледохода, продолжительность осеннего ледохода на реке Дон увеличивается. Обычно осенний ледоход проходит относительно спокойно.

   Вскрытие реки происходит в III декаде марта. Благодаря поступлению талых вод у берегов образуются закраины, затем возникают промоины, и при значительном повышении уровня воды начинается подвижка льда. Весенний ледоход продолжается 3-5, а в отдельные годы 10 дней. Весной и осенью в период ледохода наблюдаются зажоры и заторы льда. Очищение ото льда обычно происходит в первой половине апреля. Продолжительность ледостава в среднем составляет 140 дней. Продолжительность физической навигации 220-250 дней.

Данный участок реки Дон не обслуживается и имеет категорию «без средств навигационного оборудования (без СНО)».

             Навигационное описание реки Кубань на участке от Краснодарского гидроузла до устья и реки Протока от истока до устья

 Река Кубань от Краснодарского гидроузла до устья на Азовском море имеет  протяженность 249 км. На расстоянии 117,5 км от устья реки Кубань справа отделяется судоходный рукав – река Протока длиной 133 км, впадающая в Азовское море ниже поселка Ачуево. На реке Кубань сооружены Краснодарский (напор 13,6 м), Федоровский (напор 4,64 м) и Тиховский (напор 2,3 м) гидроузлы.

Разнообразие природных условий на территории бассейна обуславливает большое различие в формировании стока реки Кубань на всем ее протяжении. В районе города Краснодар ледниковое питание составляет 24 %, снеговое – 2%, дождевое – 38%, грунтовое – 36% годового стока; доля грунтового питания возрастает вниз по течению.

На реке Кубань скорость течения при максимальных уровнях воды колеблется от 4,3 до 7,0 км/ч, местами она достигает 7,7 км/ч. При средних уровнях воды скорость течения составляет 2,2-3,6 км/ч. В межень она уменьшается до 1,4 км/ч, местами до 0,7 км/ч. В изгибах реки наблюдаются прижимные течения.

Русло реки Кубань, особенно в средней части, подвержено деформации. Разрушение и оползание берегов в значительной мере вызываются волнами неустановившегося потока при попусках из водохранилища.

На устьевых участках рек Кубань и Протока наблюдаются сгонно-нагонные явления. В устье реки Кубань уровень воды при нагоне может подняться на 216 см  выше проектного уровня.

Ледостав на реке Кубань неустойчивый, а в отдельные годы отсутствует. Первые ледовые явления наблюдаются в I-II декаде декабря. Вскрытие реки в среднем начинается во II декаде февраля. Средняя продолжительность весеннего ледохода на реке Кубань ниже города Краснодар составляет 4-7 суток, максимальная – 25 дней. Ледоход часто сопровождается заторами и затоплением прибрежных земель.

    Река Протока на участке грузовой причал Цуркан - устье не обслуживается и имеет категорию «без средств навигационного оборудования (без СНО)».

Навигационное описание Краснодарского водохранилища

        Краснодарское водохранилище образовано в результате перекрытия плотиной реки Кубань выше города Краснодар. В состав Краснодарского гидроузла входит судоходный однокамерный шлюз. Протяженность судового хода на Краснодарском водохранилище от города Усть-Лабинск до Краснодарского гидроузла составляет 65 км.

Максимальный уровень наполнения водохранилища (35,32 м) наблюдался в 1980г., минимальный (26,83 м) – в 1990г. Период наполнения водохранилища сменяется периодом последующей сработки. Годовые колебания уровня до 8,3 м. Суточный ход уровня разнообразен по величине. Средняя интенсивность подъема в период наполнения равна 4 см в сутки, максимальная 32 см. Сгонно-нагонные колебания четко выражены при ветрах, направленных вдоль водохранилища. Наибольшая величина сгона достигает 0,2 м, нагона 0,3 м.

      В осенне-зимний период преобладают северо-восточные и восточные ветры, средняя скорость которых 4-5 м/с; иногда скорость этих ветров увеличивается до 16 м/с. Юго-западные ветры приносят осадки и оттепели.

Весной преобладают восточные и юго-западные ветры со скоростью 3-4 м/с, летом – юго-западные ветры со скоростью 6-7 м/с; иногда скорость юго-западных ветров увеличивается до 18 м/с. Штормы на водохранилище нередки, они возникают при скорости ветра 10 м/с и более; высота волн при этом достигает 1,5-2,0 м. С прекращением ветра волнение утихает в течение 1-2 часов.

Максимальная высота волн (2,0 м) на водохранилище зарегистрирована при юго-западном ветре со скоростью 18 м/с. Наибольшая высота волн бывает при ветрах северо-восточного и юго-западного направлений. При скорости северо-восточного ветра 5 м/с высота волн бывает 0,5 м, при скорости 10 м/с - 14 м, при скорости 15 м/с – 1,6 м.

Ледостав на водохранилище начинается в середине декабря, очищение ото льда происходит в марте. Наблюдаются годы без ледовых явлений. Средняя продолжительность ледостава 60-75 дней, максимальная 80 дней. Ледостав в обычные зимы неустойчивый, с неоднократными подвижками льда, образованием разводий, полыней и т.п.